Основные сведения о шрифтах. Виды шрифтов и их классификация

  • Перевод

Даже годы спустя после выхода фильма Avatar остаётся кое-что, с чем не может справиться даже Райан Гослинг - использование шрифта Papyrus в логотипе фильма. В пародии, снятой Saturday Night Live , дизайнер шрифтов открывает меню, перебирает шрифты и случайным образом выбирает Papyrus.


Главная проблема выбора шрифтов - одновременно слишком много и слишком мало вариантов.

С одной стороны, выбор только из системных шрифтов может привести к плохому решению, потому что среди стандартных шрифтов ничего интересного просто не представлено.

С другой стороны, библиотеки веб-шрифтов с сотнями и тысячами наименований поражают изобилием, что иногда приводит к парадоксальным выборам шрифтов.

Горький привкус меню выбора шрифтов

В среднестатистическом меню шрифты отсортированы по имени, но при этом никак не взаимосвязаны друг с другом: за шрифтом, созданным для жирных заголовков, идёт шрифт, разработанный для маленьких экранных интерфейсов, а за ним следует вычурный рукописный шрифт для свадебных приглашений. И приходится терять время на листание всего списка от начала до конца, либо просто выбирать первый подходящий шрифт из начала списка и закругляться.

Очевидно, что такое интерфейсное решение создано не для систематической работы, а для бесконечных сюрпризов. И хотя многие любят сюрпризы, но все же хочется повлиять на успех поиска хорошего шрифта.


Меню выбора шрифтов из видеоролика “Papyrus”. Ограниченный выбор, всевозможные стили, но далеко не лучшие шрифты из всех возможных.

Систематический подход к поиску шрифтов

Есть разные способы ограничить избыточность выбора. Прежде чем заниматься анализом шрифтовых файлов, глифов и таблиц метаданных, давайте сначала поговорим о классификации, отобранных списках и анатомии.

1. Классификация

Существует сложная система классификации шрифтов. Простейшее деление на категории: шрифты с засечками (serif), гротески (sans-serif), моноширинные (monospaced), рукописные (script) и шрифты для дисплеев (display). Обычно эти категории используются в качестве фильтров на разных шрифтовых сайтах:

Но даже эти простые фильтры всё ещё ставят нас перед слишком богатым выбором шрифтов. Здесь уже возникают более дробные градации, например, шрифты с засечками делятся на переходные, гуманистические и готические.

Иногда эти подкатегории доступны в виде тегов. Но иногда авторы шрифтовых сайтов вообще их игнорируют. Возможно, категорий слишком много? Быть может, пользователи просто не разбираются во всех этих подробностях? Или просто у авторов нет полной и последовательной информации для подробной классификации шрифтов?

2. Отобранные списки

Альтернативный способ наведения порядка заключается в том, чтобы положиться на знания других людей: можно использовать списки шрифтов, кем-то отобранных. Такие списки есть, к примеру, на Fontshop . Вы можете найти здесь коллекции, отсортированные по десятилетиям, по степени схожести или по сфере применения.

Подобные списки есть также на Typekit , TypeWolf и FontsInUse . Это замечательная идея, и можно порекомендовать всем начать составлять собственные списки шрифтов, с которыми вы уже работали или видели. В будущем эти наработки вам очень пригодятся.

3. Анатомия

Самое трудное в поиске хорошего шрифта - ориентироваться на особенности дизайна и понимать, какие свойства делают шрифт хорошим или особенным. К счастью, есть достаточно книг по шрифтовому дизайну, шрифтам и типографике. Эти книги могут научить нас, как создавать шрифты, как их выбирать и использовать.

Почему-то некоторые шрифты не загружаются в Safari, так что рекомендую использовать Chrome.

Открытия

Вы можете сами исследовать датасет в поисках схожестей и несоответствий. Если задать низкий контраст и наличие засечек, то программа выдаст все брусковые шрифты. Если задать низкую х-высоту, то выдача будет состоять по большей части из рукописных шрифтов. Очень высокие значения обычно характерны для шрифтов, состоящих исключительно из прописных букв.

Изгои
При выборе крайних значений обычно «вылезают» очень странные шрифты. Как правило, они относятся к категории экранных шрифтов.

Неприятные различия
Просмотр в виде сетки выявляет ужасные различия между базовыми линиями и выравниваниями. Некоторые шрифты категорически не вписываются в сетку. И даже если различия невелики, становится очевидно, что простая замена шрифтов в проекте вряд ли возможна, если не считать нескольких популярных шрифтов с очень похожим строением.

Золотая середина
Любопытно, что часто используемые шрифты, считающиеся хорошими, программа помещает в список схожих друг с другом. Если подстроить фильтры, то можно уменьшить список примерно вдвое, но все популярные шрифты останутся. Так что если вам нужно отфильтровать странные и экстремальные шрифты, просто выбирайте средние значения.

«Форкнутые» шрифты
Есть шрифты, которые называются по-разному, но выглядят совершенно одинаково. Некоторые из них являются форками с расширенным набором символов для поддержки разных языков, например, Alegreya & Sahitya.

Количество стилей
Количество стилей шрифта - хороший индикатор его качества. На горизонте уже маячат переменные шрифты , и вполне возможно, что будущее за бесконечной кастомизацией. Но до тех пор рекомендуется работать со шрифтами, относящимися к нескольким стилям. Так что сортировка коллекции по количеству стилей - хороший способ узнать о лучших имеющихся шрифтах.

Итоги

Это довольно сложный подход к поиску шрифтов. В целом результаты поиска зависят от качества шрифтов и сопутствующих данных. Если вы пользуетесь только Google Fonts, то сильно ограничиваете себя, поскольку там представлены не лучшие в своём классе шрифты. При анализе содержимого Typekit выяснилось, что у интерфейса возникают проблемы с производительностью при работе с таким количеством шрифтов. Нужно использовать кэширование и предварительную загрузку, но до этого пока не дошли руки.

Вы можете получить хорошее представление о содержимом шрифтовых файлов и недостающих данных безо всяких нейросетей. Чем больше этим занимаешься, тем явственней осознаёшь масштабы шрифтовой истории и стоящей на её плечах индустрии.

Возможности

Что можно сделать с этим датасетом:
  • Найти запасные шрифты аналогичной ширины или стиля.
  • На основе х-высоты автоматически настроить размеры шрифтов и высоты строк.
  • Найти комбинации шрифтов, опираясь на их сходства или различия.
  • Создать собственное меню выбора шрифтов для дизайнера постера фильма Avatar.
Приложение

Подшрифтом понимается способ представления текстовой информации, используемый при ее передаче в виде изображения. Шрифт определяет единообразный внешний вид символов некоторого алфавита. Рассмотрим основные характеристики и типы шрифтов.

Гарнитура определяет рисунок шрифта, отличающий данный шрифт от другого. Каждая гарнитура имеет определенное название, например, Courier. Приведем фрагменты текстов различной гарнитуры. Данный фрагмент текста набран гарнитурой Arial Суг. Этот - гарнитурой Courier New Cyr. Слово Cyr в названии гарнитуры указывает на то, что шрифт включает в свой состав символы русского алфавита.

Кегль задает размер шрифта в пунктах, равных 1/72 доле дюйма, например:

18 КеГЛЬ, 16 кегль, 14 кегль, 12 кегль, 10 кегль, 8 кегль. Шрифты одной и той же гарнитуры различаются по начертанию: прямое начертание, курсивное начертание, полужирное начертание, полужирный курсив одной и той се гарнитуры Times New Roman Cyr. По способу описания символов различают следующие типы шрифтов:

1. Растровые шрифты , основанные на использовании битовых карт представления символов.

2. Штриховые (векторные ) шрифты, кодирующие изображение символа в виде набора векторов заполнения его пространства.

3. Контурные шрифты , использующие кодирование контуров символов в виде комбинаций отрезков прямых и кривых линий.

Векторные и контурные шрифты еще называют масштабируемыми .

Наибольшую популярность получиликонтурные шрифты. Достоинством их является легкость масштабирования без потери качества изображения. Для работы с ними не нужен большой объем дисковой памяти, так как достаточно хранить один базовый шрифт.

Основными форматами контурных шрифтов (фактически - стандартами) являются шрифты PostScript и TrueType.

Шрифты формата PostScript (или Type 1) представляют собой разработку фирмы Аdobe, ориентированную на получение высококачественной печати с помощью специализированных полиграфических устройств - PostScript-устройства. С форматом Type 1 связан язык описания страниц Post-Script, признанный международным техническим стандартом описания внешнего вида документов.

В среде Windows основными являются TrueType-шрифты, представляющие собой совместную разработку фирм Apple и Microsoft. Название шрифтов («Истинная печать») обусловлено тем, что на экране символы видны в том виде, как они будут отпечатаны. В списках выбора их помечают знаком Тт. Шрифты TrueType предпочтительны при печати документов с помощью лазерных и струйных принтеров. Кроме того, документы с TrueType-шрифтами можно использовать и в PostScript-принтерах, некоторые из которых допускают непосредственную работу такими шрифтами, а остальные выполняют предварительное преобразование в формат Туре 1.



На настоящий момент разработано немало шрифтов, и непрофессионалу трудно разобраться в их многообразии и предназначении. Существует несколько классификаций начертания. Они делятся по своему предназначению и происхождению.

Виды шрифтов и их историческая классификация

С точки зрения начертания все шрифты, которые используются в современности, произошли от разработанных мастерами в Средние века и раньше. Можно условно поделить их на три большие группы:

Антикву.
. Египетские.
. Гротеск.

Каждый из них имеет свой определенный стиль начертания, который копирует манеру, используемую в античности, Древнем Египте и во времена Возрождения. Они также делятся на подгруппы, в которых учитывается размер штрихов, полутени и другие особенности написания.

Виды шрифтов и их классификация

Наиболее часто встречается иная систематизация всех используемых видов начертаний букв и цифр. На ней стоит остановиться подробнее.

1. Базовые шрифты

Эти виды шрифтов отличаются строгостью начертания и правильными пропорциями в написании букв и цифр. Относятся они к строгому классическому стилю. В них не используются орнаменты и витиеватые украшения, лишь засечки.
Базовые или классические виды шрифта для оформления применяются в деловых письмах, компаний с такими направлениями работы, как медицина, строительство, образование. Часто можно встретить базовое начертание в листовках.

2. Тематические шрифты

В этой группе собраны начертания от современных до винтажных. Такое объединение не случайно, так как все эти виды шрифтов имеют определенную направленность. Их применяют на чертежах, для оформления плакатов различной тематики (праздничные, детские, агитационные и прочие).

Яркий пример этого стиля - начертание в стиле оформления советских Этим шрифтом не стоит оформлять большие массивы текста, а лучше всего он будет смотреться в заголовках полиграфических изделий. "Советский" стиль также применяют для логотипов и слоганов. Все тематические шрифты применяются исходя из области предназначения. В других местах они будут смотреться неуместно.

3. Ручное начертание

Это группа латинских, кириллических и прочих символов, написанных с имитацией письма карандашом, ручкой, граффити и прочих видов ручной росписи. По своей стилистике это многочисленная группа. Тут можно встретить как росчерки с большим количеством орнаментов и соединениями между букв (нужных, чтобы текст выглядел целостным), так и небрежные по исполнению виды ручного письма, имитирующего печатные буквы, сделанные мелом на

Каллиграфические шрифты часто используются для заголовков, написания слоганов и оформления. Они выполняют декоративные функции и не подходят для выполнения основного текста.

4. Языковая стилистика

Виды шрифтов в этой группе берут в качестве своей основы начертание из различных письменных культур: арабской, китайской, греческой, римской и прочих. Если изучать эту группу на основе начертания кириллицы, то в некоторых случаях отличить слова на русском от китайского или арабского достаточно сложно.

Наиболее часто оформление в стиле этнического начертания используется на вывесках, в полиграфической продукции, при украшении обложек и в заголовках книг. Можно встретить примеры такого начертания в каталогах ресторанов китайской и японской кухни.

5. Искажение формы

Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:

Трехмерные.
. Цифровые.
. Треугольные.
. Квадратные.
. Буквица.
. Округлые.

Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.

Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов.
Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста. Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу. Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.

Оформление плакатов

Прежде всего для выбора внешнего облика текстового нужно обратить внимание на макет. Будет ли это только текстовый фрагмент без иллюстраций или начертание будет дополнять фото или рисунок? Важно учитывать и направленность плаката:

Слова на любом из плакатов должны привлекать к себе внимание и помогать ему выделяться среди сотен подобных. Можно условно по типу начертания разделить все плакаты на две группы:

Типографские (наборные).
. Графические (рукописно-художественные).

Первые плакаты используются для просветительской деятельности, а также для сообщений о мероприятиях (афиши). Лучше всего подбирать подходящий шрифт, а также его цвет и размер вместе со специалистом-типографом.

Наиболее интересные виды шрифтов для плакатов применяются при создании их в графическом стиле. Тут простор для фантазии дизайнера более широк: кроме наборных видов начертаний, можно встретить имитацию ручной подписи и использование других декоративных элементов.

Особенности применения шрифтов в тату

Как правило, для создания татуировок в последние годы используется латиница и написание в ручной подписи. Эти виды шрифтов для тату стали основой для самых стильных и модных орнаментов. Мастера предлагают такой выбор неспроста - латинские буквы и английский язык на теле выглядят очень красиво, а украшенные дополнительными вензелями и узорами, они создают цельный узор. С первого взгляда такую татуировку не прочесть, но знающие язык могут приглядеться и расшифровать начертанное слово или фразу.

В качестве исключений в основном у мужчин можно встретить на теле современный базовый и даже церковный шрифт (кириллицу). Хорошо смотрятся такие варианты, когда фраза подходит под стиль написания и в целом татуировка выглядит гармонично. Не рекомендуется сочетать несколько разноплановых шрифтов. Также не стоит делать слишком мелкую строчку татуировки, так как со временем она слегка размывается и может превратиться в темное нечитаемое пятно. Хорошая читаемость также обязательна для использования шрифтов в татуировках.

Шрифт – это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.

Классификация шрифтов

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.

Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков. Есть несколько характеристик шрифтов:

Кегль шрифта (размер шрифта – высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов).

Гарнитура шрифта (комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др.

Начертание шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые, полужирные и жирные.

Наклон основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые, курсивные.

Размер шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких – 1:2, в широких – 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие.

Характер заполнения штрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный и др. «Компьютерный» шрифт – это файл или группа файлов, обеспечивающий вывод текста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющая шрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов и вспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладными программами.

Пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания букв в виде матриц растра - последовательность печатаемых точек. Каждому кеглю какого-либо начертания растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати, поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер.

Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.

В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометричсекие фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемых наличием соотвествующих шрифтовых файлов. Требования к шрифтам: Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе.

Производственно-технико-технологические требования к шрифтам - это точность вопроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линйеная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.

Некоторые шрифты, конечно, настолько универсальны, чтоподходят практически для любой задачи. У других более ограниченное применение. Но все шрифты имеют свою специфику, отличающую их друг от друга.

Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. История шрифта, его эстетика, "настроение" текста, возраст и социальный статус аудитории, вкус дизайнера - всё может влиять на выбор шрифта. Однако есть и некоторые закономерности. Так, результаты исследований показали:

Текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов;

Очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. Большинство художественных редакторов склонны в рамках своего издания придерживаться одного основного шрифта. Время от времени специальные статьи могут оформляться другим шрифтом. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты "старого стиля" удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля "модерн" лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.

Нашу «зефирную акцию» стоило затевать хотя бы ради знакомства с Ольгой Цымбал — копирайтером из G2 Grey Ukraine. Она похвалила за зефир, но поругала за шрифты, которые мы использовали на подставке для зефира. Мы попросили Олю провести нам мастер-класс по азам типографики — в результате получился этот пост. Уверены, это многим будет интересно и полезно.

Начнем, пожалуй, с шуточки: детям дизайнеров не дарят игрушки, они играют с шрифтами.

— Расскажи о себе? Насколько серьезно ты увлечена шрифтами?

Я работаю копирайтером-редактором, поэтому каждый день имею дело с определенным количеством текстовой информации, часто в сочетании с графической. Отдавая должное содержанию написанного, стилистике, грамматике, орфографии, я при этом не могу не обращать внимания на визуальное оформление текста. Серьезно интересуюсь дизайном и шрифтами — это мое увлечение наверняка родом из 2001 года, когда в нашей семье появился первый компьютер и я целыми днями, забывая обо всем остальном, познавала возможности Paint и Microsoft Word, а также PowerPoint. Гораздо позже в мою жизнь пришли Corel Draw (на непродолжительное время), Photoshop, Illustrator. На очереди — InDesign. То есть профильное лингвистическое образование совсем не означает пренебрежения визуальной культурой, а скорее наоборот.

Любовь к слову обязывает сделать так, чтобы на экране монитора, на бумаге или любой другой поверхности этому слову было удобно, уютно, чтобы оно «чувствовало» себя на своем месте и читатель уделил ему необходимую дозу внимания.

Все мы знаем о важности качественных иллюстраций, дизайна, содержания текста, но мало кто в нашей стране сегодня обращает внимание на типографику. Классическое определение типографики — графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для этого языка. Основной аспект типографики — работа со шрифтами.

К сожалению, профессиональных шрифтовых дизайнеров в Украине сегодня можно сосчитать на пальцах, но оправдывать этим хаос в нашей типографике нельзя.

Это не преувеличение — если рисовать наши соотечественники умеют хорошо, дизайнить кое-как научились, то отношение к шрифтам чуть ли не наплевательское.

Тем не менее овладеть основными правилами качественной типографики и чувством стиля шрифта может каждый, причем самостоятельно — было бы желание. В своем рассказе я остановлюсь на нескольких главных аспектах шрифтоведения, а остальное любопытный читатель без труда найдет в интернете.

Представьте себе ситуацию: молодой человек, узнав о существовании модной профессии «дизайнер», овладевает основами графической компьютерной программы (чаще всего это «корыл», «король дров» или как только не называют Corel Draw) и создает свой первый макет. Креативы такого происхождения узнать несложно. Их отличают безумная подборка шрифтов (творец словно демонстрирует их богатую коллекцию в своем компьютере), витиеватое оформление надписей, полное несоблюдение правил верстки, дикие цветовые сочетания. О технических моментах, вроде разрешения изображений или подготовке к печати речь вообще не идет.

Результат нашего героя вполне объясним желанием новичка попробовать все и сразу и особенностью национального менталитета — как все южане, большинство украинцев считает, что много и ярко — значит красиво. Этот этап проходят все дизайнеры — главное, не застрять в нем надолго.

Но улицам наших городов и сел не повезло — судя по вывескам, в постсоветском графическом дизайне рулят аматоры, в лучшем случае — профессионалы, безнадежно отставшие от времени.

Недолго думая, они используют в оформлении работ шрифтовые гарнитуры из стандартного набора Microsoft, причем часто далеко не самые достойные. К примеру, популярный шрифт Arial — это всего лишь видоизмененная Helvetica — лицо мировой типографики с 1957 года.

Но Helvetica «нет в компьютере», поэтому некоторые могут о ней даже не догадываться, хотя этот шрифт — настоящее спасение для начинающих.

Любой текст, набранный им, достойно выглядит и хорошо воспринимается — иногда, чтобы полностью преобразить макет, достаточно заменить унылый Arial благородной Helvetica. А набивший оскомину и пользующийся совершенно незаслуженной народной любовью Comic Sans был и вовсе разработан для технических нужд — отображения текстов реплик собачки-помощника в программе Microsoft Bob!

С точки зрения построения этот шрифт имеет множество недочетов и использовать его в наружной, печатной, интернет-рекламе просто неэтично и непрофессионально.

Знаете, я просто хочу спросить — зачем? Какого черта люди выбирают Comic Sans? Это просто поражает. Ведь существует более 200 шрифтов в Mac OS и Windows. В смысле, среди них есть куча шрифтов, которые намного лучше для чего угодно. Но люди по-прежнему выбирают Comic Sans для наиболее отсталых, неуместных целей. Я создал Comic Sans, чтобы заполнить окошко для слов собаки-помощника в Microsoft Bob. Потом отдел маркетинга взялся за него и они включили этот шрифт в OEM версию Windows 95. Вот тогда моя проблема и началась. Я не знаю, сможете ли вы понять, каково это, когда твоя жизнь определяется самым неуместно используемым шрифтом в истории. Меня представляют как «парня, который создал Comic Sans», и я думаю, у людей инстинктивно негативная реакция на это.
Vincent Connare, создатель Comic Sans

Где же взять гарнитуру, отсутствующую в стандартном наборе? Можно просто скачать шрифтовой файл и установить на свой компьютер. Но некоторые шрифты придется покупать, и об этом многие заказчики (и даже дизайнеры!) вообще не знают. В то время как крупные компании и масштабные проекты, как правило, имеют собственный фирменный шрифт, разработанный на заказ, и это должно не удивлять, а стать нормой. Более того, в наше время бума брендинга территорий наряду с логотипом, слоганом и прочими внешними элементами бренда страны или города также стало хорошим тоном наличие специально созданного шрифта, отражающего дух и ценности местности.

Соответствие содержанию — один из главных принципов типографики. Она должна полностью подчиняться тексту, его смыслу и назначению, облегчать, а не усложнять восприятие.

Помните: не текст для типографики, а типографика для текста! Поэтому важно принимать во внимание психологическое восприятие шрифтов, знать их основные классификации, законы использования, сочетания с другими шрифтами, изображениями, в конце концов, с типом бумаги, если мы делаем печатное издание.

Выбирая гарнитуру, следует прежде всего обратить внимание на ее предназначение.

Текстовые шрифты обладают простыми линиями и формами, легко читаются и поэтому используются для набора основного массива текста. Акцидентные шрифты (декоративные, вычурные) — для выделения заголовков, подзаголовков, отдельных небольших вставок, так сказать, для украшения макета. С ними нужно обращаться осторожно — большой текст, набранный такой гарнитурой, попросту нечитабельный, два разных акцидента сочетаются между собой в очень редких случаях, и к подбору декоративной гарнитуры, соответствующей содержанию текста и стилю дизайна, нужно подходить чрезвычайно продуманно. Что касается сочетания шрифтов, то в рамках одного макета или проекта допускается использование двух, в крайнем случае — трех гарнитур. Но это не касается начертания (различают прямое, курсивное), насыщенности (светлый, полужирный, жирный шрифты), ширины и кегля (размера), так как это переменные характеристики одной и той же гарнитуры.

С точки зрения конструкции различают три группы шрифтов: Serif (антиквы), Sans Serif (рубленые или гротески) и Slab (брусковые).

Антиквы — гарнитуры древнего происхождения, имеющие засечки — небольшие элементы на концах штрихов символов. Наличие засечек облегчает чтение, поэтому такие гарнитуры обычно используются в наборе книг и объемных статей в периодике (например, Baskerville, Garamond, Lazurski).

Рубленые шрифты появились гораздо позже и не имеют засечек. Они оптимальны для выделения абзацев и набора небольших по объему текстов, но не подходят для книг. Это такие гарнитуры, как Calibri, Myriad, Verdana.

Группу брусковых шрифтов отличают более заметные засечки, чем у антикв — по толщине они приближаются к основным штрихам букв. Такие гарнитуры (Baltica, Courier, Rockwell) занимают ведущее место по читабельности и часто используются в наборе книг, особенно детских.

О психологии восприятия шрифтов пишут и говорят, видимо, недостаточно. Чего стоят одни официальные объявления в коридорах моей альма-матер, набранные «любимой» гарнитурой Comic Sans, или приглашения на вечеринку в клуб, оформленные Impact! Не буду углубляться в эту тему — она неисчерпаема, скажу лишь, что игривый шрифт напрочь убивает серьезность официального обращения, а строгий — не доносит всех эмоций сообщения неформального.

Узкие гарнитуры с острыми углами негативно настраивают читателя к тексту, а мягкие и округлые, наоборот, говорят о расположенности и дружелюбии. Чем жирнее шрифт и насыщеннее его штрихи, тем сильнее убеждающая сила текста, его «весомость».

Так что правильный выбор гарнитуры поможет вызвать у читателя требующиеся чувства и эмоции. Это следует учитывать даже в пользовании личной электронной почтой и уж наверняка в оформлении собственных визитных карточек, резюме, рекомендационных писем!

— А как насчет шрифтов для интернета?

Все мы сегодня так или иначе «живем» в сети. На мониторе законы типографики никуда не деваются, но здесь есть свои особенности. Если лучший шрифт для чтения с бумаги — Baskerville или Times, то на экране компьютера хотелось бы видеть больше текстов, набранных Verdana (оптимальный кегль — 10-12 пунктов).

Ученые установили, что при чтении с монитора эти гарнитура и размер наиболее удобны для глаз. Другие шрифты, подходящие для компьютеров и мультимедиа, — Tahoma, Trebuchet. На бумаге и в наружке их лучше не использовать.

Не менее важны для комфортного восприятия текста длина строки и интерлиньяж (междустрочный пробел).

Рекомендуемая длина строки в русском, украинском языках — 45-75 знаков с пробелами, интерлиньяж — 120% (для бумаги), 140% (для экрана) от кегля шрифта.

Слишком длинные и слишком короткие строки, слишком тесное или широкое междустрочное расстояние одинаково затрудняют чтение. Расстояние между буквами тоже имеет значение — текст не должен быть ни разреженным, ни уплотненным. Разрядка позволительна только для слов или строк, набранных полностью заглавными буквами (но необходимо помнить, что подобный набор, так же как и курсивное начертание, в принципе затрудняет чтение, поэтому им не следует злоупотреблять)!

В отдельных случаях (в логотипе, заголовке) необходимо делать ручной кернинг — на глаз подбирать оптимальное расстояние между каждой парой символов. У любого дизайнера есть один или несколько любимых шрифтов, которые он или она использует чуть ли не в каждом своем проекте.

Есть и фанаты, работающие исключительно с двумя-тремя гарнитурами, но на мой взгляд это крайности. Среди моих гарнитур-фаворитов — Myriad, Officina, FreeSet, Futuris. Как и подобает, ловлю кайф от Helvetica, хотя до дизайнера мне пока что далековато. В общем, я симпатизирую современным рубленым шрифтам с четкими линиями и простыми формами, так как в графическом дизайне ценю минимализм и функциональность.

Мои вкусовые предпочтения таковы, что я недолюбливаю антикву (может быть, потому, что работаю в рекламе, а не издаю книги), но гарнитура Georgia в этом плане — приятное исключение, радующее глаз как на бумаге, так и на мониторе компьютера.

У этого шрифта есть пикантная особенность — заметные выносные элементы цифр, по поводу которой мнения типографов кардинально расходятся. Лично мне эта деталь очень нравится! Georgia я использую довольно часто — ею набрано мое CV и один из комплектов визитных карточек. Второй комплект тоже набран антиквой — Trajan Pro.

Это строгий, но очень приятный шрифт, имитирующий латинское письмо эпохи Древнего Рима. Из акцидентных гарнитур иногда «балуюсь» веселенькой Maiandra.

В моем «черном списке» — Century Gothic, Monotype Corsiva и некоторые другие шрифты из стандартного набора Microsoft и арсенала доморощенных «креативщиков» — конечно же, и Comic Sans тоже!

Последние материалы раздела:

Что делать, если завис Мейзу м3 ноте и подобные смартфоны и планшеты на андроиде
Что делать, если завис Мейзу м3 ноте и подобные смартфоны и планшеты на андроиде

Нагревание смартфона Meizu M3 Note до 45-50°C во время зарядки аккумулятора или при длительной работе ресурсоемкого софта является обычным...

Решение проблемы с перегревом Meizu M5 Причины сильного нагревания смартфонов Meizu
Решение проблемы с перегревом Meizu M5 Причины сильного нагревания смартфонов Meizu

Meizu m3 note завис , нагревается и вы не знаете что с ним делать? В этой статье вы узнаете, как сделать принудительную перезагрузку зависшего...

Огромная база данных торрентов, доступных для скачивания
Огромная база данных торрентов, доступных для скачивания

Каталог торрентов на сайте Torrent-Drive.Ru включает в себя все направления, начиная от фильмов и игр для ПК и приставок, заканчивая музыкой,...